Проект "Читаем в семье, читаем о семье" призван объединить семьи через чтение книг. Целью проекта является стимулирование чтения в семейной обстановке и обсуждение прочитанных произведений, особенно тех, которые затрагивают темы семьи, взаимоотношений и ценностей. Родители могут читать книги вслух детям, а также проводить обсуждения и анализ произведений вместе. Это поможет не только развить навыки чтения у детей, но и укрепить связь в семье, обогатить духовный мир каждого члена семьи и поддержать взаимопонимание. Проект также способствует формированию семейных традиций чтения и обсуждения литературы, что может стать основой для крепких и доверительных отношений в семье.
Название: «номинация “Читаем в семье, читаем о семье”»
Тип: Научный проект
Объект исследования: семейное чтение
Предмет исследования: влияние семейного чтения на развитие детей и семейные отношения
Методы исследования: литературный обзор, анкетирование, наблюдение, статистический анализ
Научная новизна: выявление конкретных практик семейного чтения, которые способствуют улучшению семейных отношений и развитию детей
Цель проекта: изучить влияние семейного чтения на семейные отношения и развитие детей
Проблема: недостаточное внимание общества к значению семейного чтения и его влиянию на семейные отношения
Целевая аудитория: семьи с детьми разного возраста
Задачи проекта:
1. Провести анализ существующих практик семейного чтения
2. Изучить влияние семейного чтения на развитие детей
3. Определить связь между семейным чтением и качеством семейных отношений
Добавить иллюстрации (beta)
Содержание
- «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом» В.А. Сухомлинский.
- Анализ результатов предыдущих исследований
- Чтение- это основной источник получения информации, поэтому человек в любом возрасте должен быть хорошим читателем (быстро и много читать, понимать и анализировать смысл прочитанного, размышлять, уметь вести запись прочитанного). Процесс чтения создает благоприятные условия для всестороннего осмысливания и закрепления материала, развития духовной культуры личности. На протяжении многих десятилетий наша страна справедливо считалась самой читающей в мире, во времена отсутствия современных средств коммуникации, Интернета. Именно чтение считалось наиболее распространенным и любимым времяпрепровождением советских людей. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Сегодня наблюдается ослабленный интерес детей к чтению в целом. В наш век научно - технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Чтение отводится на второй план. Доля читающих людей в мире составляет 52-56%, а в России этот показатель составляет всего 23%. Доля жителей Российской Федерации, которые читают книги детям, составляла в 70-е годы 80%, в 90-е - 15%, а сейчас всего 7%! Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Как пробудить интерес к чтению? Как его развивать, поддерживать? - вот, на мой взгляд, одна из важнейших задач. Ведущую роль в пробуждении интереса к чтению должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения малышей с книгой. В начальной школе необходимо интерес к книге поддерживать. Но поддерживать можно то, что сложилось. В каждом классе есть дети, которые по-настоящему знакомятся с книгой только в школе.
- Описание практик семейного чтения
- Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь, не читает, ошибки в письме, трудности с учебой в целом. Причина – функциональная незрелость структур головного мозга. Причины этой ситуации связаны с нарушениями в созревании мозга в процессе беременности, с тем, что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь.
- Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка: Клиповое мышление, т.е. ребенок ориентируется на быструю смену картинок чаще без осознавания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки. Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижают возможности его адаптации к окружающему миру. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также на формирование мышления. В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а, следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление и т.д.). Соответственно, мы имеем функциональную незрелость головного мозга и все те проблемы, которые озвучены в начале. Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Семейное чтение. Семейное чтение – это чтение вслух по очереди каждым членом семьи (по возрастной возможности). Семейное чтение дает живое общение, мимику, эмоции, передачу социального опыта.
- Исследование психологических аспектов
- Прежде всего, чтение развивает речевые способности и напрямую влияет на качество и количество словарного запаса. Благодаря чтению человек учится концентрировать внимание, тренирует память. Книга способствует развитию образного мышления и обучению грамоте. Ведь во время чтения человек запоминает правильное написание слов и применение их в определенном контексте. Благодаря книге у человека обретает навыки глубокого мышления и анализа. Появляется способность читать между строк, улавливать двойной смысл. Также чтение литературы развивает остроумие. Чтение вслух развивает у малыша способности оратора. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Книги помогают ребенку познать самого себя. Книга объединяет поколения. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
- Оценка влияния на когнитивные способности
- Анализ социальных и эмоциональных изменений
- Изучение взаимодействия родителей и детей в процессе чтения
- Оценка влияния семейного чтения на общение в семье
- Анализ результатов опросов и наблюдений
- Разработка рекомендаций для семей
- Описание эффективных стратегий чтения в семье
- Поддержка семей в процессе чтения